Производитель

Рассылка

E-Mail

Партнеры

Реклама

Партнеры

Новости

30.11.2010
Психологическая помощь в организации информационной среды ребенка (игрушки, фильмы, книжки)
Воспитание ребёнка всегда происходит в определённой социокультурной ситуации, в рамках повседневной жизни,  среди предметов, которые производят и выбирают для детей взрослые.  К этим предметам, прежде всего, относятся игрушки, книжки, фильмы для детей.

Парадокс социокультурной ситуации развития  современных детей заключается в противоречии между возрастающей значимостью детства и полным игнорированием специфики детского возраста. Высокая значимость детства выражается, прежде всего, в повышенном внимании к детям и чрезвычайно высокой потребительской привлекательности детской и родительской аудитории.  

Огромные корпорации специализируются на производстве товаров для детей («Империя детства»,  «Мир детства», «Детский мир», «Планета детства» и пр.). Ассортимент товаров и услуг для детей растёт быстрее, чем другие сегменты рынка. Вместе с тем производство этих товаров, как правило, не ориентировано на возрастные особенности детей. Подавляющее большинство из них (в особенности информационных) абсолютно не соответствуют возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста  и  полностью игнорируют специфику детства. 

Стремительно опускаются границы возрастных требований к различным способностям и умениям детей. Наш анализ  показал, что производители детских книжек, игрушек, мультфильмов крайне небрежно относятся к специфике того возраста, для которого адресована их продукция. В большинстве своём она не рассчитана на детей до 6-7 лет. Найти куклу, изображающую ребёнка, с которой дошкольник мог бы отображать свой собственный опыт, практически невозможно, в то время как полки магазинов переполнены взрослыми разукрашенными красавицами (Барби, Брац, Синди и пр.). Фильмы для дошкольников по своей форме и содержанию не рассчитаны на детское восприятие: слишком быстрый темп, мелькание  несвязанных кадров, перегруженность экзотичными эффектами, невнятность и отрывочность речи персонажей не позволяет ребёнку понять,  осмыслить и пережить содержание фильма, а без этого просмотр превращается в бессмысленное и даже вредное времяпрепровождение.  Многие современные книжки написаны не для детей и не соответствуют интересам и возможностям понимания дошкольников. 

Ярким примером нарушения возрастных возможностей детей является серия развивающих видеофильмов для младенцев. Её авторы утверждают, что их фильмы способствует речевому развитию ребенка,  развитию воображения и образного мышления. Но при этом игнорируется тот очевидный факт, что говорить, воображать и образно мыслить младенцы в 3-4 месяца ещё не готовы. С научной (психологической и педагогической) точки зрения такая продукция не выдерживает никакой критики, вместе с тем её популярность быстро возрастает. Популяризация подобной продукции деформируют сознание родителей и блокируют традиционные и действительно развивающие формы активности ребёнка.  

Искусственное «овзросление» отчётливо проявляется в увлечении ранним обучением. Начиная с первых месяцев жизни ребёнка родители озабочены тем, чтобы целенаправленно, систематически и как можно раньше  развивать своего ребёнка. Во многом этому способствует состояние современного образовательного рынка. Появляется всё больше методик, авторы которых обещают родителям развить у малышей, внимание, память, логическое мышление, научить их читать и считать, при чём всё это очень быстро и очень рано. Об этом, в частности свидетельствуют сами названия некоторых методик: «Читать раньше, чем говорить», «Математика с пелёнок», «Энциклопедические знания с пелёнок» и пр. В большинстве своём эти обещания не имеют ничего общего с реальностью.  Законы детского развития, как и законы природы, не меняются от желания родителей ускорить его темпы. Развитие ребёнка происходит не в запоминании информации, а в разных видах детской деятельности, к которым, прежде всего, относится игра. Но для игры нужны игрушки. И здесь, выбирая игрушку, мы опять сталкиваемся  с непониманием специфики детства и сути игры.

Анализ рынка современных игрушек показывает, что большинство из них не только перестали быть средством игры, но и препятствуют развитию игровой деятельности. 

Значительное число игрушек несут агрессивный заряд, искажающий образ человека. Магазины игрушек заполняют роботы, люди-пауки, трансформеры, биониклы и пр. Многие игры предполагают расчленение человеческого тела и манипуляции с его органами (например, нужно пинцетом извлечь из спящего человека его внутренности, или собрать себе друга по косточкам).  Некоторые игровые наборы имеют откровенно жестокий, агрессивный характер («Убей террориста», «Кровавый убийца» и др.) С прилавков на нас смотрят всевозможные уродцы, дети с лицом  старцев, кричащиё, страдающие, болезненные человечки.  А ведь именно эти игрушки формируют у маленького ребёнка образ человека!

Многие современные игрушки являются буквально действующими копиями реальных предметов (работающие миксеры, утюги, микроволновые печки и пр.). Они перетягивают на себя всё внимание ребёнка и уже не требуют никакого замысла. В строгом смысле эти вещи уже являются не игрушками, т.е. условными обозначениями предметов, а реальными предметами или тренажёрами для отработки навыков. 

Нарастающая автоматизация образных игрушек (куклы-роботы, или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами) ведёт к тому, что игрушка всё более становится не средством игры, а самодостаточной вещью, призванной вызывать удивление, восхищение и любопытство. Конкретные, детализированные копии не стимулируют детей к игре, а очень быстро вызывают пресыщение. Ребёнок начинает требовать все новые и новые игрушки, но в них не играет. Играть с такими игрушками совсем не обязательно, нужно просто взять куклу в руки и делать то, что она «велит». А это закрывает саму возможность самостоятельной творческой игры. Ребёнок как бы становится приставкой к игрушке – она сама руководит его действиями. Детская игра превращается в манипулирование и сводится к использованию возможностей технически оснащённых игрушек.  Пристальное внимание к техническому оснащению детской деятельности сочетается с полной неопределённостью или даже утратой  её смысловых ориентиров.  Всё это ведёт к вытеснению дошкольных видов деятельности, в которых происходит действительное развитие психики и личности ребёнка. 

Все обозначенные тенденции являются результатом игнорирования возрастной специфики детей, и шире – отсутствие соответствующей психолого-педагогической базы у создателей детской субкультуры. Производители товаров для детей не задумываются о законах развития ребёнка и о реальных потребностях своей целевой аудитории. Их коммерческие цели весьма далеки от задачи полноценного развития личности ребёнка.

И всё же хорошие игрушки у нас есть – и отечественные, и импортные. Но они порой незаметны среди огромного количества ярких и технологичных изделий игрушечной промышленности. Задача психологов – выделить их, сделать заметными, рекомендовать именно их, потому что это действительно хорошие, развивающие игрушки. Естественно возникает вопрос: что мы называем хорошими развивающими игрушками?  Существует мнение, что хороши только экологически чистые, деревянные игрушки. Это не совсем так: они могут быть и пластиковыми, и картонными, и тряпичными, и резиновыми. Ещё одно распространенное представление, что развивающими являются те игрушки, которые обучают.  Но это глубокое заблуждение. Ребёнок развивается не тогда, когда он запоминает  готовые знания, а когда творит, ищет решение, пробует что-то сделать сам.  Словом развивающими делает игрушки  та деятельность, которую с ними можно осуществлять.  Это и есть главный критерий отбора лучших игрушек.  

Именно такие игрушки мы отбираем и  присваиваем им свой знак качества «Детские психологи рекомендуют».  Ориентируясь на этот знак, родители могут выбрать действительные лучшие игрушки. В прошлом году мы  представили  50 таких игрушек в своём каталоге «Лучшие игрушки». Мы планируем сделать публикацию таких каталогов ежегодной. В настоящее время мы расширяем сферу своей деятельности и распространяем её психолого-педагогическую экспертизу  печатных изданий и фильмов  для детей. Мы надеемся, что это поможет родителям выбрать действительно лучшие предметы и организовать развивающую информационную среду для своих детей.
 
Автор: Смирнова Е.О.